Управляемость, плавность хода и устойчивость автомобиля зависит от амортизатора, который входит в конструкцию подвески. Амортизаторы по конструктивным особенностям делятся на однотрубные и двухтрубные. В зависимости от выбранной конструкции разрабатывается чертеж. Амортизатор, одно- и двухтрубный, состоит из цилиндра, поршня и штока. В зависимости от наполнения цилиндра, амортизаторы бывают гидравлические, где рабочей жидкостью является специальное масло, газо-гидравлические и газовые. Газ закачивается под высоким давлением. Принцип работы амортизатора заключается в том, что кинетическая энергия переводится в тепловую, и резкие ударные и вибрационные нагрузки переходят в плавные и незначительные колебания.
Пружина – незаменимый элемент подвески, который регулирует плавность хода машины. Чертеж пружины амортизатора разрабатывают с учетом типа и веса автомобиля. По функциональному назначению пружины разделяются на:
- стандартные, применяются в городских условиях с хорошими дорогами;
- усиленные, для автомобилей с прицепами и дополнительными нагрузками;
- повышающие, для увеличения дорожного просвета;
- понижающие, для увеличения динамичности;
- с переменной жесткостью, меняют характеристики в зависимости от условий эксплуатации.
Элементы конструкции подвески – шаровые опоры, рычаги и другие детали проектируются в соответствии с конструктивными характеристиками пружин.
Стойка автомобиля – это узел подвески, который обеспечивает плавность при движении автомобиля, его целостность и противодействие боковым нагрузкам. Чертеж стойки амортизатора позволяет определить тип и конструкцию элементов сборки в случае ремонта или замены. Определяются способы установки и крепления пружины, амортизатора, и возможность разборки демпфирующего элемента. Если амортизатор неразборный, то на чертеже показано, как он крепится в чашке.
Чертеж амортизатора ваз передней и задней подвески по конструкции одинаковые. Имеют небольшие изменения в размерах, способах крепления и рабочих характеристиках. Передний амортизатор отличается наличием буфера штока, который работает как ограничитель во время хода отдачи.
В зависимости от скоростных характеристик автомобиля для жигулей используют масляные, газо-масляные и газо-масляные амортизаторы с переменной жесткостью. Если автомобиль эксплуатируется в городских условиях на дорогах с ровным покрытием, используют масляные амортизаторы. При частом использовании автомобиля на неровных дорогах и с повышенной нагрузкой применяют газовые демпферы. Газо-масляные амортизаторы сочетают хорошую управляемость и комфорт при эксплуатации. Правильный выбор амортизатора повышает безопасность и комфортность при управлении автомобилем.